Для чего нужна ротация (перетановка) колес.
Разные темпы износа передних и задних шин зависят от нескольких причин: от конструкции подвески и схемы привода автомобиля. Наименее износостойкими оказались шины ведущих колес. Действие крутящего момента быстрее стирает протектор. Передние колеса из-за явления бокового скольжения на поворотах так же подвержены скорому износу. Отсюда печальная статистика: срок службы передних колес у переднеприводных автомобилей в два раза короче задних.
На степень износа автомобильных шин влияет соблюдение правил эксплуатации колес.
Прежде всего, это правильно выставленное давление в шинах. Не случайно его рекомендуют проверять хотя бы раз в неделю на «холодных шинах», когда Вам только предстоит поездка. Очень опасно пониженное давление. Ошибочно считать, что оно обеспечивает лучшее сцепление с дорогой за счет увеличения пятна контакта. При этом забывают об изменении нагрузки на дорогу: давление по краям протектора резко увеличивается, а в центре — стремится к нулю. Происходит опасная деформация, приводящая к прогибу протектора внутрь. Сцепление с дорогой обеспечивают только края шины, от чего кардинально меняется поведение автомобиля на дороге, особенно на поворотах. В лучшем случае, шины износятся, что называется, «на глазах», в худшем — авария. Не случайно понижать давление разрешается только на мягком, сыпучем грунте.
Повышенное давление от перегруза автомобиля так же приводит к специфическому износу центральных дорожек протектора.
Но даже при правильно выставленном давлении в шинах, их механический износ — явление, к сожалению, неизбежное. В наших силах лишь замедлить этот процесс. Для равномерного истирания поверхности автомобильных шин существует прием, называемый «ротацией» колес. Суть его сводится к перестановке колес по определенной схеме, в зависимости от типа автомобиля. Эта процедура до мелочей отлажена на станциях техобслуживания, поэтому лучше обращаться к специалистам, которые произведут и сопутствующие настройки: балансировку и развал-схождение колес.
Самая простая схема у полноприводного автомобиля. Колеса переставляются крест — накрест по осям. Следите за пробегом: как только намотали шесть тысяч километров, делайте ротацию. Этим Вы добьетесь равномерного износа всех четырех колес.
Если полноприводный автомобиль оснащен комплектом из 5 однотипных шин, то разумнее будет применить схему из 5 колес, которая в целом увеличит пробег на 20%. При этом важен еще один момент: высота протектора на автомобильных шинах будет одинакова. Следовательно, замена при проколе не создаст опасную разницу радиусов и этим сбережет элементы трансмиссии.
Переднеприводный и заднеприводный автомобили по-разному задают нагрузку на шины, происходит неравномерный износ и, как следствие, потеря эффективного сцепления с дорогой. Производители таких автомобилей рекомендуют схему ротации, при которой шины переставляются с ведущей оси на свободную и наоборот. При этом шина остается на той же стороне автомобиля. В случае односторонних шин с рисунком, их меняют местами на осях в строгой последовательности вперед-назад. Процедура перестановки колес для этого вида автомобилей осуществляется при пробеге в 10-13 тысяч километров. Своевременная ротация сгладит неравномерность износа, тем самым увеличит срок эксплуатации автомобильных шин.
Планомерно производить ротацию автомобильных шин — это не прихоть производителей. Она обеспечит хорошую управляемость автомобиля, улучшение его ходовых характеристик, что в итоге отразится на безопасном движении. А это самый важный результат, в сравнении с которым не идут мелкие хлопоты по перестановке колес.
Разделы / Шины (общие статьи)
|