|
В интересах горнодобывающего бизнеса отгружать потребителю как можно больше породы за единицу времени с минимальной стоимостью доставки. Именно поэтому появляются на рынке самосвалы с грузоподъемностью в 350 и более тонн, способные работать практически круглые сутки. И за время своей жизни несколько раз окупить вложенные в него деньги (стоимость на некоторые моделей может составлять несколько миллионов долларов).
Существует несколько вариантов приведения в движение этих исполинов. Классическим считается использование турбо-дизельного двигателя, и генератора переменного тока, приводящего в движение тяговые электромоторы, которые через редукторы передают крутящий момент на задние колеса автомобиля.
Другой схемы силовой установки придерживается американская кампания Caterpillar. Ее модель 797B спроектирована как обычный грузовой автомобиль. Приводится в движение турбодизельным двигателем объемом 117 литров с рекордным в мире крутящим моментом в 16 000 Нм.
Карьерный самосвал достаточно быстрая машина - некоторые представители разгоняются до 65 км/ч. Главная проблема ни как ускорить карьерного монстра, а как его остановить. Каждый производитель решает это по своему, задействовав несколько возможных систем. Как правило, тормозная система гибридная. Для замедления используются гидравлические дисковые тормоза, общая площадь дисков может достигать 33 квадратных метров. Часто используются несколько разделенных гидравлических контуров для повышения отказоустойчивости. В дополнение к гидравлике используются тяговые электромоторы в режиме генератора. Выделяемая мощность рассеивается на специальных резисторах.
Большегрузные автомобили оборудуются различными системами, для обеспечения безопасного перемещения, начиная от камер видео наблюдения по периметру машины и заканчивая системами обнаружения лини электропередач. На бортовой компьютер машины возлагаются задачи по контролю и диагностике всех систем автомобиля и помощи водителю в управлении автомобилем.
Программное обеспечение выбирает оптимальный режим работы двигателя при торможении и ускорении. Обеспечивает устойчивое движение самосвала на спуске и подъеме. Помогает избежать проскальзывания при движении по пересеченной местности.
Машины оборудованы различными типами(в зависимости от мест использования) передатчиков, позволяющих в реальном времени отслеживать координаты каждого автомобиля на карте. Водителя большегрузного автомобиля уже нельзя назвать классическим водителем. У него нет обратной связи с машиной, как это происходит на классическом автомобиле. Даже если он физически крутит руль и нажимает педали, он просто отдает команды системе управления, которая приводит в действия необходимые механизмы. Существуют экспериментальные модели грузовиков, в кабине которых не требуется водитель. Все управление осуществляется оператором из офиса. Это перспективное направление развития карьерной техники, позволяет исключить присутствие человека в зоне карьерной разработки.
К основным игрокам на рынке большегрузных самосвалов можно отнести «БелАЗ», Caterpillar, Komatsu, Hitachi,Terеx, Liebherr.
|