|
Трудно представить себе авто без шин - на колесах, лишенных резиновых покрышек. Кажется, что автомобильные шины существовали всегда, и далеко не каждый автоинструктор, автомеханик или специалист по истории развития машиностроения ответит на вопрос: кто же изобрел автошины?
Собственно пневматические шины изобретали не единожды, всякий раз успешно забывая об их существовании после смерти очередного изобретателя. Первый патент на "пневматическое колесо" был выдан в 1849 году шотландцу Роберту Томпсону, который предложил конструкцию покрышки на основе резины и парусины. Первая покрышка была составной - внутри располагалась камера, изготовленная из нескольких слоев пропитанной каучуком парусины, а снаружи находилась покрышка, выполненная из кусочков кожи. Автомобили того времени мало походили на современные, напоминая больше самоходные повозки. Видимо поэтому изобретение, несмотря на успешные испытания, показавшие существенное уменьшение расхода топлива, увеличившуюся скорость и снизившийся шум, не нашли массового признания. А после смерти Томпсона в 1873 году "пневматическое колесо" и вовсе было забыто. Хотя несколько десятков рабочих экземпляров сохранилось.
Вторым изобретателем стал еще один шотландский инженер Джон Данлоп, которого в 1887 году посетила идея сделать велосипедные шины для своего маленького сына из поливочного шланга, накаченного воздухом. Патент Данлоп получил уже в следующем году, а в 1889 году на велосипедных гонках в Белфасте победу одержал гонщик, использовавший изобретение Данлопа. Хотя по уверениям современников гонщиком он являлся средним и на победу рассчитывать никак не мог. Именно этот факт и подарил "пневматическому колесу Данлопа" популярность и славу. Колесо Данлопа имело принципиальное отличие от предыдущего изобретения - оно было цельным, без явного разделения на камеру и покрышку. Кстати именно имя этого шотландца знает любой инструктор по вождению или автослесарь, так как одноименная компания является одним из ведущих мировых производителей авторезины.
Третьим (и последним) изобретателем автомобильной шины стал Чальд Кингстн Уэлтч, который в 1890 году предложил конструкцию близкую к современной - с кордами в колесе.
|