|
Абсолютно все развитые страны уже давно задумались о экологии, и в частности о вторичной переработке сырья. Стеклотара, полиэтилен, пластиковые бутылки – все эта давно не скапливается на многочисленных свалках, не закапывается и не сжигается. На самом деле переработка мусора, кроме огромного шага на встречу к экологии оказалась еще и достойным видом заработка.
Для жителя Кыргызстана Акмальжана Мамарасулова остро стал вопрос экологической важности о переработке старых автомобильных шин. Без особой государственной поддержке он перешел к радикальным мерам, с единственной целью - сократить воздействие ядовитых отходов на население и окружающую среду.
Несмотря на то, что с момента появления мыслей о переработке старых шин прошло не более года, уже сегодня в северо-восточной части Бишкека, в селе Гвоздь – функционирует единственное такого рода ресурсосберегающее предприятие.
Инициатор проекта Мамасулов, не имея особых навыков и профильного образования, пользуясь исключительно своими убеждениями и информацией из интернета, сделал практически не реальное, открыв предприятие вторичной переработке шин в Чуйской области, Аламудунском районе.
Чем опасны старые шины?
Резиновые камеры и шины, вышедшие из эксплуатации, являются одними из много тоннажных видов отходов. Загрязнение ими природы - это острейшая тема в экологии для развивающихся государств, в том числе и Кыргызстана. Тоннами накапливаются старые шины в автохозяйствах, в районе шиномонтажных мастерских, на аэродромах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях и т.д. Находясь в местах скопления, под воздействием озона, кислорода, микробиологических воздействий и солнечного света происходит распад вредных веществ, влияющих на человеческий организм и окружающую среду в целом.
В государствах, где якобы налажена работа с отработанными шинами, происходит следующее, резиновые отходы вывозятся на свалки, где просто засыпанная землей. Важно понимать, что шина под слоем земли будет разлагаться более 150 лет, выделяя при этом вредные вещества в грунтовые воды, что совсем не делает экологию чище. Кроме того, места захоронения шин занимают огромные территории, которые больше непригодны для выращивания фруктов и овощей!
Проблема одного города – проблема всего Мира.
Ежегодный объем мусора в Бишкеке более 1,5 миллиона кубометров. Большая часть этой массы – ТБО (твердые бытовые отходы). Крайне опасно большинство видов ТБО при разложении. При этом современные стандарты в сфере промышленного производства не соответствуют, а отчетность токсичных отходов - отсутствует.
Главный свалочный полигон Бишкека функционирует более 30 лет – это в вдвое больше чем предусмотренный срок. Расположен он всего в 200т метрах от речки Ала-Арча, а в 800х метрах находится водохранилище. В недрах полигона происходит накапливание метана, в результате чего – частые возгорания мусора, в том числе и автопокрышек, которые выделяют диоксины. Для человека это - развитие врожденных пороков, негативное влияние на систему эндокринных желез, рост численности мертворожденных детей, заболевания репродуктивной системы.
Стоит заметить, что шины моментально воспламеняются, их относят к 4-му классу пожар опасности, а продукты сжигания крайне вредно влияют на почву, воздух и водный бассейн. Температура горения шин такая же, как и каменного угля, с этой целью многие жители Кыргызстана используют их для топки, отравляя выбросы по всей Чуйской области. Не вооруженным глазом просматривается черное облако из гари, дыма и сажи, которое плотно покрывает Бишкек. В период осень-зима, когда нет фотосинтеза, люди вынуждены дышать скопившейся адской смесью.
Работа команды Мамарасулова.
Продукты отходов команда Акмальжана Мамарасулова собирают самостоятельно, чаще это места скоплений: свалки, цеха вулканизации, рынки, СТО, заправки, салоны автосервиса. Хотя по идее муниципальные власти должны быть заинтересованы и содействовать в очищении Бишкека, методом создания эко-пунктов для приема утильсырья. Тем более, что Г-н Мамарасулов в состоянии принимать утильсырье из других регионов КР, и путем переработки дарить вторую жизнь непригодным вещам. В работе предприятия используется самое простое, обычное оборудование, которое потребляет мало электричества. Территория завода на сегодня арендуется, но в перспективе планы по приобретению помещения и мощных станков, и уже тогда уже сможем - давать вторую жизнь шинам и покрышкам со всего Кыргызстана!»
На предприятии Мамарасулова, путем простой механической переработки - получается несколько вариантов полезного сырья: гранулы, стальная проволока, пух и текстильные нити, порошок. После чего, местные производители из всего этого изготавливают множество изделий. Из продукции от переработки шин изготавливают: • эластичные спортивные покрытия, • теннисные корты, • беговые дорожки, • детские площадки, • футбольные, баскетбольные поля, • инвалидные дорожки, • тротуары, бесшовные наливные полы, • бордюры, • обувь, • эспандеры, • полицейские дубинки и многое другое.
По себестоимости такие материалы обходятся гораздо дешевле, нежели сырье или готовая китайская продукция, а качество намного выше. Таким образом, это выгодно всей экономики Кыргызстана. При наличии госзаказа, можно было бы облагородить территории больниц, сотен школ и садиков травмобезопасным покрытием из резины, уточняет г-на Мамарасулова.
|